Мысли мужчин

Статья Е

Сегодня, множество школ боевых искусств, ориентированных на полноконтактные спортивные поединки включают в свои программы раздел борьбы лежа. Во многих школах этот раздел был практически никак не представлен и вплоть до конца 20-го века, когда «бои без правил» стали популярными, последователи таких направлений даже не задумывались о его необходимости. Для решения проблемы, как правило, используют то, что лежит на поверхности и до чего проще дотянуться. Например, приглашают для обучения или посещают специалистов по самбо или по бразильскому джиу-джитсу. Причем, делают это даже те, кто активно занимается дзю-дзюцу и по идее, должны были бы иметь хотя бы общее представление о борьбе лежа в этом виде единоборств. Особенно, если учесть, что и самбо и бразильское д-д произошли из японского дзю-дзюцу. Я попробую немного заглянуть назад и посмотреть из чего же все таки произошли эти великолепно развитые системы борьбы лежа, почему они трансформировались и трансформировались ли они вообще.

Насколько известно из существующих источников, в основу обеих этих школ легло дзюдо. Какой же раздел борьбы лежа был в дзюдо тогда, когда от него отпочковывались эти школы? Из существующих источников ясно, что основатель дзюдо Кано Дзигоро делал акцент на борьбу в стойке. Есть несколько его статей о том, что борьбу лежа «нэ вадза» нельзя делать основной в обучении, есть статья, в которой он критикует выигравшую команду за «отход от основных идеи дзюдо и чрезмерное использование «нэ-вадза» для достижения победы. Однако с другой стороны мы знаем о существовании так называемого «косэн дзюдо». Соревнования такого рода включали в себя болевые и удушающие приемы, удержания, перевороты и, если посмотреть на пятерку старых фильмов по косэн дзюдо, изданных в Японии - множество приемов, известные сейчас, как приемы самбо и БДД. В официальной программе Кодокан дзюдо, сформированной Кано также есть «катамэ но ката», разработанная в конце 19-го века. Арсенал этой ката ограничен, состоит всего из 15 приемов, по пять в каждом разделе «осае» - удержания, «кансэцу» - болевые приемы и «шимэ» - удушения. Он совершенно не включает никаких переворотов и перемещений, применяемых в борьбе и необходимых для выхода на вышеперечисленную технику. Если посмотреть на школы, которые изучал Кано и которые официально легли в основу дзюдо: «тэншин шинье рю» и «кито рю», то борьбы лежа там почти нет. В «тэншин шинье рю» есть группа приемов, выполняемых на коленях и некоторое количество удержаний лежачего противника, а в «кито рю» есть группа бросков, выполняемых с собственным падением. При этом противник отбрасывается и контакт разрывается. Однако существует еще одно, малоизвестное направление японского дзю-дзюцу, оставившее огромный след, как в дзюдо так и в современном подходе к борьбе лежа. Это школа «фусэн рю». А точнее, даже не сама школа, а личный метод боя одного из ее патриархов, 4-го Сокэ Матаэмона Танабэ, известного в Японии под именем «нэ вадза Танабэ».

Традиционная школа фусэн рю берет начало во времена конца периода Эдо. Основателем фусэн рю дзю-дзюцу был член семьи Такеда по имени Буцугай. Он также известен в мире как Такеда Гэнкоцу Моцуге. Он родился 3 марта 1794 года в Мацуяма и со временем взял себе имя «фусэн». В возрасте 6 лет родители отправили его в храм Рютайдзи где он жил до 12 лет, после чего он покинул этот храм и переехал в Дэнпукудзи (сото дзэн) в Гэйшу (Хиросима) где к его имени со временем прибавили уважительную форму обращения к монахам «Ошо». В тоже время он стал тренироваться под предводительством инструктора тай дзюцу - мастера Такахаши Инобеи Мицумаса. Через 7 лет тренировок он достиг мэнкё кайден в Нанба Иппо Рю. С 19 до 30 лет он путешествовал по Японии, изучая буддизм направления «сото дзэн» и в 31 год стал главным священником храма Сайходзи. Наряду с Намба Иппо Рю Моцуге также изучал Йошин Рю, Шибукава Рю, Кито Рю, Такеноучи Рю, Яги Рю и Секигучи Рю, элементы которых также легли в основу созданного им направления дзю-дзюцу. Основатель школы умер в 1867 году и был похоронен в Сайходзи в Хиросиме. Известен эпизод, когда Буцугай гулял по Киото и наткнулся на зал организации Шинсэнгуми. Он остановился понаблюдать за тренировкой, что очень разозлило руководителя Кондо Исами, и он набросился с копьем (а по другим источникам – с катаной) на Буцугая. В присутствии целой группы свидетелей основатель фусэн рю быстро и легко отразил атаку известного самурая, будучи «вооружен» лишь двумя чашками. В мире Буцугай Фусэн также был известен, как Гэнкоцу. Он был знаменит огромной физической силой. Гэнкоцу означает «твердый кулак», и существует несколько историй о том, как он получил это имя. Говорится, что он был 9 наследником лорда Такеда Шинген (1521-1573), который планировал провести существенные изменения в Японии, но заболел и умер, прежде чем осуществить свой план.

Следующим в линии передачи школы был Такеда Садахару, после него Танабе Торадзиро и Танабе Матаемон. Именно благодаря ему, школа дзю дзюцу Фусэн рю стала широко известной. Будучи 4-м Сокэ Фусэн рю, Танабе Матаемон активно выступал в соревнованиях и одержал ряд побед над представителями Кодокан дзюдо, поборов их в партере. Танабе Матаемон родился в префектуре Окаяма в 1869, вскоре после Революции Мейдзи и установления власти императора. В 9 лет он начал изучать дзю-дзюцу у своего деда, Такеда Садахару, и к 17 (по иным источникам, к 22 годам) годам получил полную передачу (мэнкё кайдэн). Со своим отцом, Танабэ Торадзиро, он преподавал дзю-дзюцу в различных областях префектуры. Мастер умер в возрасте 73 лет в 1942 году в Осаке. Его школа дзю-дзюцу была основана на классической идее «Дзю ёку го сэйсуру» (податливость победит силу), и по воспоминаниям очевидцев, на тренировках он и его ученики делали акцент на практике «гьяку вадза» - болевых воздействий на суставы.

Должен отметить, что мне и некоторым моим ученикам очень повезло – будучи в Японии мы неоднократно занимались этой редкой школой дзю-дзюцу. Шихан Шигеоши показал нам всю технику уровня «шодэн», а мастер Иноуэ (сын нынешнего Сокэ школы) не только провел с нами занятие, но и много рассказал об истории школы. Особенно интересно было то, что в семье Сокэ есть достаточно подробная информация о влиянии их школы на европейские направления боевых искусств. Нам показывали не только японские источники, но и европейские книги первой половины 20-го века, которые были написаны мастерами фусэн рю.

Надо сказать, что техника начального уровня вообще не включала приемов нэ-вадза, хотя там были приемы, выполняемые на коленях и оканчивающиеся совместным падением со специфическим болевым воздействием на локоть лежа. Более того, со слов практикующих, акцента на этом разделе (во времена их обучения) никогда не делалось. Однако, находясь в штаб-квартире школы и задав ряд вопросов, я убедился, что работа лежа существует и качество выполнения техники очень достойное. К примеру, на мой вопрос о болевых воздействиях на ноги (что, как принято считать, вообще не характерно для дзю-дзюцу и дзюдо), шихан Иноуэ продемонстрировал очень эффективное падение под стоящего противника с оплетением его ногами и выходом на болевой прием на тазобедренный сустав или на ущемление ахиллесова сухожилия. Подобный этому прием есть в «катамэ но ката» дзюдо. Также, по некоторым проведенным действиям было видно, что ориентируется в партере он очень свободно.

Тем не менее, надо сказать, что раздел спортивной борьбы лежа в фусэн рю, представлен сегодня очень ограниченно. По этому поводу есть следующее мнение: некоторые специалисты считают, что раздел «нэ вадза» был разработан Танабэ Матаемоном специально для соревновательных схваток с представителями других школ и, хотя и был основан на идеях его школы, но не являлся её непосредственной частью. Поэтому он передавал его только спортсменам, среди которых впоследствии было много дзюдока. Позже этот раздел превратился в то, что сейчас иногда называют «косэн дзюдо». Таким образом, последователи Сокэ Танабэ сейчас просто передают классическое направление корю дзю-дзюцу, а нэ вадза в полном объеме изучается лишь теми, кто тренируется в косэн дзюдо. Однако это только предположение.


Статья Е




2017-04-09 01:00:15
комментарии:

- Мысли мужчин связаться с авторами сайта | карта сайта Яндекс.Метрика